Итак, вы в первый раз собрались пойти в храм. Главное — ваше желание, а во всем остальном — в чем пойти и как себя вести — мы постараемся разобраться вместе.
Для чего нужен храм?
Храм — это место, куда мы приходим, чтобы пообщаться (именно такое значение имеет слово «молитва») с Богом. Конечно, обращение к Богу возможно в любом месте и в любое время, но в храм это особо располагающее к молитве место— сама атмосфера храма: запах ладана, мерцание свечей, обилие икон располагают к восстановлению спокойствия и мира в душе. Храм — это собрание верующих, а Господь сказал в Евангелии: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20).
ЦерковныеТаинства
Православные Таинства – священнодействия, явленные в православных церковных обрядах, через которые верующим сообщается невидимая Божественная благодать или спасительная сила Божия.
В Православии есть семь Таинств:
1.Крещение
2. Миропомазание
3. Евхаристия (Причащение)
4. Покаяние (Исповедь)
5.Таинство Священства (Рукоположение)
6.Таинство брака (Венчание)
7. Елеосвящение (Соборование).
Подробнее о Таинствах можно прочитать здесь
Как одеться перед походом в храм
Общие же рекомендации по одежде просты:
- мужчина должен пребывать в храме в мужской одежде, а женщина в
женской;
- в знак смирения пред Богом мужчины при входе снимают свои головные
уборы,
а женщины покрывают свои головы, обычно платком.
Если вдруг у женщины
платка с собой не оказалось, то не расстраивайтесь — почти в каждом
храме при входе висят платочки, которые можно одеть на время вашей
молитвы.
Как креститься
Перед входом в храм положено перекреститься. Крестное знамение выполняется правой рукой — три пальца (большой, указательный и средний) складываются вместе в знак единства Святой Троицы. Два оставшихся пальца плотно прилегают к ладони, в знак соединения во Христе божественной и человеческой природы. После чего осеняется лоб (для освящения ума), живот (для освящения чувств), правое и левое плечо (для освящения телесных сил), после чего полагается небольшой поклон.
Полагай на себя крестное знамение и твори поклоны одновременно со всеми. Во время Богослужения креститься принято при славословиях Св. Троице и Иисусу, во время ектений — на любое возглашение «Господи, помилуй» и «Подай, Господи», а также в начале и в конце любой молитвы.
Перекреститься и поклониться нужно и перед тем, как подойти к иконе или поставить свечку, и выходя из храма. Нельзя поспешно, невнимательно осенять себя крестным знамением, ведь при этом мы взываем к Господней любви и благодати.
О свечах
Войдя в храм обычно можно
заметить церковную лавку, где можно взять свечи, иконы, подать
записки.
Свеча - видимый знак нашей молитвы, символ нашего
молитвенного горения пред Господом, Его Пречистой Матерью, Святыми
угодниками Божиими, и наша жертва на храм и его содержание. Свечи зажигают одну от
другой, горящей, и, оплавив низ ее, ставят в гнездо подсвечника.
Существуют разные суеверия про свечи, мы не будем их здесь приводить, просто нужно помнить, что как бы мы ее не поставили, сколько бы раз она не потухла — это все не важно.
Помните, что свеча никогда не заменит нашей молитвы, нашего личного обращения к Богу.
О молитве
Молитва — это наша беседа с Богом. У нас все от Бога и нет ничего, своего: жизнь, способности, здоровье, пища — все дается нам Богом. Поэтому и в радости, и в печали, и когда мы в чем нуждаемся, мы должны обращаться к Богу с молитвой.
Молиться Богу
можно везде — и в доме, и в храме, и в пути, потому что и Бог
находится везде. Христианин обязан молиться ежедневно, утром и
вечером, до еды и после, перед началом и по окончании всякого дела.
Во время молитвы мы должны свой ум направить так, чтобы ни о чем
постороннем не думать, и чтобы сердце наше желало лишь одного: как
бы получше помолиться и угодить Богу.
Для выражения ваших чувств к Богу и к святым Его угодникам Церковью
даны разные молитвы. Ниже мы приводим те, что каждый христианин
должен знать с малых лет
Молитва Господня
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли; хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.
Песнь Богородице
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
Мы понимаем, что наш Господь — живой Бог, поэтому мы можем обращаться к нему любыми словами, не обязательно брать какие-нибудь книги для этого. Однако, бывает сложно подобрать слова для обращения к Богу, и тогда нам поможет «Молитвослов» — он содержит в себе множество молитв на разные случаи жизни, в том числе те, что христиане читают перед сном или проснувшись с утра. Купить "Молитвослов" можно в любой церковной лавке.
О записках
В храмах так же можно увидеть, как люди подают
записки.
Подавая записки, мы просим священника помолиться за наших живых ("О
здравии") и мертвых близких ("За упокой").
Смысл молитвы за усопших заключается в том, что их участь еще окончательно не предрешена — с Богом ли они будут в вечности, или вне Бога, и наша за них молитва помогает нашим умершим близким приблизиться к Богу. Ведь после смерти человек сам не может изменить своей участи, и только молитва нас, живых, может повлиять на посмертную участь человека.
Если мы желаем поставить свечу за упокой человека — нам нужно найти подсвечник квадратной формы; он еще называется канун. Рядом с кануном обычно стоит распятие Господа Иисуса Христа.
Имена в записках пишутся обычно в родительном падеже. По возможности нужно указывать полное имя (не «Коли», а «Николая», не "Сережи", а "Сергия") Фамилия, отчество, звание никогда не указываются. Зато приняты другие обозначения — «младенец», «отрок», «воин», «болящий», «путешествующий», но эти обозначения не являются обязательными.
Обращение к священнику
Обращаться к священнику принято на «вы», даже если он младше вас. Если мы знаем имя священника, то говорим, например «отец Иоанн!», а если не знаем имени, то можно просто обратиться «батюшка!». Неправильно говорить «святой отец», так как святость человека определяется после его смерти.
О благословении
Есть определенная форма приветствия священника — принятие благословения. Мы подходим к батюшке и складываем правую руку поверх левой, ладонями вверх. Священник нас осеняет крестным знамением, мы приемлем его руку и целуем. Священник — служитель Христа на земле и его представитель, и, целую ему руку мы целуем руку Самому Господу.
Так же благословение берут, когда нужно решить какие-то важные духовные вопросы или проблемы. Например, вам предстоит операция или вы хотите принять далекое паломничество — в таком случае уместно испросить Божьего благословения через священника. Однако не нужно дергать батюшку по вопросам, которые мы можем сами решить (а такую порочную практику можно встретить).
О святых и иконах
В храме мы встречаем иконы. Иконы — это изображения Господа, Божией Матери или святых, сделанные в соответствии с правилами (канонами) Церкви.
Святые это люди, прожившую жизнь свою в чистоте, своими делами доказавшие свою близость к Богу, а сейчас находящиеся на небе и имеющие возможность молиться Богу о нас.
Обращаясь к изображенному на иконе образу, мы умом восходим к первообразу — то есть тому, кто изображен на иконе. В некоторых местах можно встретить странную классификацию святых — мол, этот помогает при боли в спине, а этот помогает при боли в голове или иных проблемах. Мы понимаем, что эти люди во время своей земной жизни показали себя помощниками тех или иных людей (например, великомученик Пантелеимон был врачом), но нужно и понимать, что исцеляет и помогает Сам Господь, а святые могут выступать посредниками между нами и Богом.
В центре храма на аналое (это стол с наклоненной столешницей, на котором закреплена икона) как правило находится икона праздника, то есть того святого или праздника, память которого празднуется Церковью в этот день. Иногда нас могут попросить передать свечи к празднику, и это значит, что мы должны передавать свечи в сторону центральной иконы. Так же в храме можно встретить особо почитаемые иконы — они, как правило, выделены украшениями, лампадами, возвышением. Бывает, что у таких икон происходят чудеса, и тогда их называют чудотворными.
Нужно помнить всегда, что время, посвященное Богу — не потерянное просто так. Это время, которое мы провели в общении с нашим Отцом, с Тем, Кто нас любит и заботится о нас каждый день. И никогда не бойтесь показаться чужим, не бойтесь сделать что-то не так, так как находясь в храме, вы находитесь в гостях у своего Отца!
Кадило и каждение
Кадило – один из символом православного богослужения. С апостольских
времен совершается каждение во время молитвы. В металлическую
кадильницу на раскаленные угли полагается душистая смола восточных
деревьев – ладан. При сгорании он образует благовонный дым – фимиам.
По толкованию Святых Отцов, огонь как вещество сожигающее и
согревающее изображает собою Божество. Поэтому огонь кадильных углей
знаменует Божественную природу Христа, само вещество угля – Его
человеческую природу, а ладан – молитвы людей, приносимые Богу.
Кадильница есть образ Богоматери, вместившей Невместимого Христа. Во
многих молитвах Пречистая называется кадилом благовонным.
Богослужебное каждение бывает полным, когда охватывает весь храм, и малым, когда кадят алтарь, иконостас и предстоящих людей с амвона. Когда каждение совершается священным предметам – иконам, храму, оно относится к Богу, воздавая Ему подобающую честь и хвалу. Когда же кадило обращается к людям, этим свидетельствуется, что Дух Святой нисходит на всех верных, как носящих в себе образ Божий.
Видимый дым кадила означает невидимое присутствие благодати Господней, духовно укрепляющей верующих. По традиции в ответ на каждение принято кланяться.
Покаяние, таинство Исповеди
Покаяние – это обличение своего греха, это решимость не повторять его в дальнейшем.
Мы грешим против Бога, против ближнего и против самих себя. Грешим делами, словами и даже мыслями. Грешим по наущению дьявола, под влиянием окружающего мира и по собственному злому произволению. «Нет человека, который поживет на земле и не согрешит», говорится в заупокойной молитве. Но нет и такого греха, который не прощается Богом при нашем покаянии. Ради спасения грешников Бог стал человеком, был распят и воскрес из мертвых. Святые отцы сравнивают милосердие Божие с морем, погашающим самое сильное пламя людских беззаконий.
Исповедь – момент встречи человека с Богом, а священник, как он сам говорит людям перед исповедью, является лишь свидетелем.
Исповедь в православных храмах совершается ежедневно .Явно ее принимает священник, а невидимо – Сам Господь, давший пастырям Церкви отпускать грехи. «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит тебе вся прегрешения твоя, и я, недостойный иерей, властью Его, мне данною, прощаю и разрешаю тебя от всех грехов твоих», – свидетельствует батюшка.
На исповеди не надо оправдываться, жаловаться на обстоятельства жизни, маскировать грехи расплывчатыми фразами наподобие «грешен против шестой заповеди», вести разговоры на посторонние темы. Нужно не стыдясь (стыдно грешить, а не каяться!) рассказать все, в чем обличает совесть и Евангелие. Ни в коем случае нельзя ничего скрывать: грех можно утаить от священника, но не от Всеведущего Бога.
Церковь относит к тяжелым, «смертным» грехам: убийства; аборты; побои; супружеские измены; блуд и плотские извращения; кражи; богохульства; кощунство; ненависть к ближнему, доходящую до проклятия в его адрес; колдовство и гадание; обращение за помощью к экстрасенсам, «целителям» и астрологам; пьянство; курение; наркоманию.
Но и менее тяжкие грехи вредят человеку, служат преградой на пути в Царство Небесное. «Безобидные» ложь или сквернословие могут отправить в ад!
В таинстве исповеди кающемуся прощаются грехи
и душа его освобождается от греховных уз.
В десяти
заповедях, данных Богом пороку Моисею ( Исх. 20, 2-17 ), и в
девяти
заповедях
Десять Заповедей Ветхого Завета
1. Я есть Господь Бог твой, и нет
других богов, кроме Меня. 1. Блаженны нищие духом, ибо их есть
Царство Небесное. |
блаженств,
данных Господом Иисусом Христом ( Мф. 5, 3-12 ), содержится
нравственный закон. Совершая грех, мы нарушаем закон и удаляемся от
Бога, а “если исповедуем грехи наши, то Он ( Господь ), будучи верен
и праведен, простит грехи наши и очистит нас от всякой неправды”. (
1 Ин. 1,9 ).
Перед исповедью нужно тщательно испытать свою совесть, вспомнить все
свои согрешения, решиться все их поведать духовнику. Хорошо также,
готовясь к исповеди, записывать воспомянутые грехи. Сокрушение о
содеянных грехах – необходимое чувство для исповеди. “Дух сокрушен:
сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит” ( Пс. 50, 19 ).
Если, исповедуясь в чем-либо, мы твердо намерены повторять этот грех, – покаяние не имеет смысла. Нельзя приступать к таинству в состоянии ссоры или затяжной непримиренности с ближним, по слову Христа: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим» (Мф. 5:24). Если этот человек уже умер, надо горячо помолиться о упокоении его души.
В некоторых случаях священник назначает
кающемуся епитимию – своего рода духовное лекарство, направленное на
искоренение порока. Это могут быть поклоны, чтение канонов или
акафистов, усиленный пост, паломничество ко святому месту – в
зависимости от сил и возможностей кающегося. Епитимию надлежит
выполнять неукоснительно, и отменить ее может только тот священник,
который ее наложил.
Реальностью наших дней стала так называемая «общая исповедь». Она
заключается в том, что священник сам называет наиболее
распространенные грехи, а потом прочитывает над кающимися
разрешительную молитву. К такой форме исповеди допустимо прибегать
только тем, кто не имеет на совести смертных грехов. Но и
добропорядочным христианам необходимо время от времени проверять
свою душу на подробной (индивидуальной) исповеди – по крайней мере,
не реже одного раза в месяц.
Ответственность за свои грехи человек несет с семилетнего возраста.
Тот, кто крестился взрослым, не имеет нужды в покаянии за период
жизни до Крещения.
Причастие
Христианин находится в состоянии постоянной внутренней борьбы.
Благодать Божия, которая действует в таинствах Исповеди и Святого
Причащения, соделывает человека чувствительным к своим собственным грехам и
немощам, ограждает от совершения новых греховных дел, укрепляет в
истинах веры.
Желающий причаститься должен достойно приготовиться к этому Святому
Таинству. Приготовление это ( в церковной практике оно называется
говением ) продолжается несколько дней и касается как телесной, так
и духовной жизни человека. Телу предписывается воздержание, т.е.
телесная чистота и ограничение в пищи ( пост ).
В дни поста исключается пища животного происхождения – мясо, молоко,
яйца и, при строгом посте, рыба. Хлеб, овощи, фрукты употребляются в
умеренном количестве. Ум не должен рассеиваться по мелочам житейским
и развлекаться.
В дни говения надлежит посещать богослужения в храме, если позволяют
обстоятельства, и более прилежно выполнять домашнее молитвенное
правило: кто читает обычно не все утренние и вечерние молитвы, пусть
читает всё полностью, кто не читает каноны, пусть в эти дни читает
хотя бы по одному канону.
Накануне причащения надо быть на вечернем богослужении и прочитать
дома, кроме обычных молитв на сон грядущим, канон покаянный, канон
Богородице и Ангелу хранителю.
Читается также канон ко причащению и акафист Иисусу Сладчайшему.
После полуночи уже не едят и не пьют, ибо принято приступать к
таинству Причащения натощак. Утром прочитываются утренние молитвы и
всё последование ко Святому Причащению, кроме канона, прочитанного
накануне.
подробнее об Исповеди, т.е Таинстве Покаяния читать здесь