|
ФОТОАЛЬБОМ
19 августа 2012 г
Таинство Крещения
(ключевые моменты Таинства)
Кто будет веровать и креститься, спасен будет
(Мк..16:16)
Крещение – это рождение для духовной жизни, в
которой человек может достичь Царствия Небесного. А таинством оно
называется потому, что через него таинственным, непостижимым для нас
образом на крещаемого действует незримая спасительная сила Божия –
благодать.
Крестный (восприемник) - в Таинстве Крещения
свидетель, поручитель за веру крещаемого, обязанные наставлять его в
правилах христианской жизни. Крещение младенца совершается по вере
восприемников, на которых лежит святая обязанность научить детей
истинной вере, помочь им стать достойными членами Церкви Христовой. На
крестных возлагается огромная ответственность духовного воспитания своих
крестников, ибо они вместе с родителями отвечают за него пред Богом.
Новокрещаемые со своими духовными родителями и близкими.
Над пришедшим креститься , священник произносит
(здесь и далее приводим молитвы в переложении на русский язык):
«От Твоего Имени, Господи Боже Истины и Единородного Твоего Сына и
Святого Твоего Духа, возлагаю руку мою на раба Твоего (рабу Твою) (имя),
удостоившегося обратиться к Святому Твоему Имени и под покровом Твоим
обрести защиту. Удали прежние его (ее) заблуждения, наполни его (ее)
Твоей верой, надеждой и любовью, пусть уразумеет он (она), что Ты и
Единородный Твой Сын, Господь наш Иисус Христос и Святой Дух:
Единственный Истинный Бог. Дай рабу сему (рабе сей) следовать путями
Твоих заповедей, да творит он (она) угодные Тебе, добрые дела, ибо, если
исполнит это человек — будет жить. Напиши имя раба Твоего (рабы Твоей) в
книге жизни Твоей, введи его (ее) в Твое овчее стадо, стадо Твоих
наследников, да прославится в нем (в ней) Имя Твое Святое и Имя
Возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, и Животворящего
Твоего Духа. Взирай всегда на раба Твоего (рабу Твою) с милосердием,
слушай голос его (ее) молитв. Пошли ему радость в его (ее) трудах и в
его (ее) детях, чтобы он, поклоняясь, исповедывал Тебя и прославлял Твое
великое и высокое Имя и благодарил Тебя всегда, во все дни своей жизни.
Ибо Тебя воспевают все небесные силы и Твоя есть слава Отца, и Сына, и
Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».
Чин отречения от сатаны
Алтарь ориентирован на восток, потому что восток в древности считался
стороной светлой, Божией. С востока всходит солнце, согласно библейскому
рассказу, на востоке Бог насадил прекрасный райский сад – Эдем… Все
христианские храмы строятся алтарем на восток.
Запад же считался стороной темных сил. Вот почему, отрекаясь от сатаны,
крещаемый, если он взрослый, или крестный с малышом на руках,
поворачиваются лицом на запад, к сатане. Чин отречения от сатаны
построен в форме диалога. Священник спрашивает – крещаемый
отвечает.
«Отрекаешься ли от сатаны, и от всех дел его, от всех ангелов его, всего
служения его, и всей гордости его?» – трижды спрашивает священник.
«Отрекаюсь» – так же трижды решительно отвечает крещаемый (или за него
крестный).
Вот с какими словами священник обращается к диаволу:
«Бог Святой, Дивный и Славный во всех деяниях Своих и победах,
Непостижимый и Таинственный, Который тебе, диавол, предопределил
томление вечных мук, через нас, Его слуг недостойных, повелевает тебе и
всем твоим слугам и ангелам удалиться от раба сего (рабы сей) Именем
Истинного Бога, Господа нашего Иисуса Христа. Заклинаю тебя, духа
хитрого, нечистого, скверного, омерзительного и чуждого, силою Иисуса
Христа, полновластного Владыки земли и небес, Который повелел
глухонемому бесу: «выйди из человека и более не входи» – отступи,
уразумей свое бессилие, не властное даже над свиньями. Вспомни Того, Кто
Сам послал тебя, по твоему прошению, в свиное стадо. Устрашись Бога,
Чьим веленьем земля утвердилась, небо возникло, Того, Который воздвиг
горы, словно отвес; проложил долины, как мерную трость, Который оградил
песками пределы океанов и проложил пути мореплавателям в морях и реках.
От касания Божьего дымятся горы, Его риза – дневной свет; купол небес Он
простирает, как шатер, вся земля непоколебимо утверждена Господом на
твердых основаниях и не поколеблется вовеки… Выйди, сатана, удались от
готовящегося (готовящейся) ко Святому Просвещению. Заклинаю тебя
спасительным страданием Господа нашего Иисуса Христа, Истинным Его Телом
и Кровью, дивным Его Вторым Пришествием, ибо не замедлит Он прийти и
судить всю вселенную и ввергнет тебя, с войском твоим лукавым, в геенну
огненную, во тьму кромешную, где огонь не гаснет и червь мучения не
дремлет».
Как заметил один богослов: «Диавол этого оскорбления не забудет…» Вся
дальнейшая жизнь христианина будет противостоянием лукавому врагу рода
человеческого
.
Сочетаемся со Христом, читаем Символ Веры
Далее следует чин освящения воды
Лишь Бог может сделать ее святой. И поэтому самым
основным в чине освящения воды следует признать чтение специальных
молитв. Причем имеет право молиться словами этих древних молитвословий
лишь законно посвященный православный священник.
Священник крестообразно дует на воду и, погружая в нее персты, трижды
осеняет воду знаком креста.
«Да сокрушатся под знаком Креста Твоего все враждебные силы!
Молимся Тебе, Господи: пусть отступят от нас все воздушные и невидимые
призраки, изгони из воды сей притаившегося темного демона, а
крещающегося (крещающуюся) избавь от хитрого и лукавого духа, наводящего
на него (нее) помрачение мыслям и чувствам.
Но Ты, Владыко всех, покажи воду сию водой спасения, водой освящения,
очищающей тело и дух, водой, разрешающей узы греха, оставляющей
прегрешения, просвещающей души, купелью возрождения, даром усыновления,
одеждой нетления, источником жизни.
Ты Сам сказал: «Омойтесь и будете чисты; удалите лукавство от душ
ваших». И Ты даруешь нам рождение свыше от воды и Святого Духа.
Елеепомазание.
Помазание елеем перед крещением совершается в знак того, что человек
будет охраняем Богом, что он духовно питается и исцеляется, что он
укрепляется на борьбу с темными силами. Священник помазывает
знаком креста: лоб, уши, грудь, спинку (если ребенок раздет), ручки и
ножки.
Затем священник берет малыша и окунает (или сажает) в
купель.
Троекратное окунание в купель происходит
со словами:
КРЕЩАЕТСЯ РАБ БОЖИЙ (РАБА БОЖИЯ): ВО ИМЯ ОТЦА, АМИНЬ! И СЫНА, АМИНЬ!
И СВЯТАГО ДУХА, АМИНЬ!
Крестный принимает новокрещенного из купели на белую
простынь или на полотенце
Восприятие из купели крестными родителями
(девочку принимает на руки крестная, мальчика- крестный)
Одеваем нательный крест
Миропомазание
Новокрещенного помазывают святым миром. Миро - благовонный бальзам,
сваренный из нескольких десятков трав, и помазание им означает дарование
особой благодати Божией и Таинство усыновления (или удочерения) Господу.
Дух Святой, невидимый и неуловимый с момента Миропомазания становится
нашим вечным спутником. Как некогда Он был с Сыном Божиим, так теперь Он
с нами, «предопределенными быть подобными Сыну Божию» (ср. Рим. 8, 29).
В момент Миропомазания весь человек невидимо
охватывается пламенем благодати Божией. Видимым же образом благовонным
бальзамом помазываются члены тела – лоб, глаза, ноздри, уста, уши,
грудь, руки, ноги. Человек – весь, каждой частью тела, от макушки до
стоп, посвящен Богу.
Новокрещенного помазывают святым миром со словами: «Печать Дара Духа
Святаго!»
Малый крестный ход вокруг аналоя (столика), на котором
лежит Евангелие.
Символически это шествие означает шествие за Самим
Христом.
Лежащее на аналое Евангелие указывает на то, что Слово
Божие, Его заповеди будут лежать в центре нашей жизни.
Затем читается Евангелие.
Вот этот текст (в переводе на русский язык): «…Одиннадцать же учеников
пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его,
поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им:
дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все
народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать
все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века.
Аминь».
О чем эти слова, с чем Церковь обращается к новокрещенному и какое
отношение этот древний текст об Апостолах имеет отношение к нам
сегодняшним?
Апостолы встретили Воскресшего Христа – так и крестившийся человек на
внутреннем уровне пережил встречу с Богом;
Христос свидетельствует, что Он – Бог, – и мы согласны с этим, признаем
Иисуса Богом и Сыном Божиим;
Спаситель посылает учеников проповедовать – и мы пойдем
свидетельствовать миру о Боге, благодати, спасении, заповедях Божиих.
Вера без реальных добрых дел – ничто, потому что и «бесы веруют» (Иак.
2, 19). Подлинная вера должна проявляться как подвиг любви к ближнему, в
делах милосердия, добра… Вот почему Христос говорит, что мы сами должны
об этом помнить и других учить, что нужно «соблюдать все, что [Христос
нам] повелел». Соблюдать – значит, «осуществлять» себя как христианина,
жить по-христиански, строить жизнь по-христиански.
Постригание волос новокрещенного
В Новом Завете волосы как символ малого, незначительного становятся
примером попечительности Божией о человеке.
«У вас и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10, 30; Лк. 12, 7), —
говорит Господь ученикам. А впоследствии, в перспективе предстоящих
гонений и скорбей, ободряет их: «но и волос с головы вашей не пропадет»
(Лк. 21, 18).
Тема защиты Божией, которая отныне пребывает с новокрещенным, а также
изумление перед красотой и совершенством создания Божия — человека и
положены в основу молитв на пострижение.
«Владыка и Господь наш! Ты, почтивший человека Своим образом и создавший
его из разумной души и прекрасного тела, так, что тело служит душе;
венчавший человека главой, в коей согласно сосуществует множество
чувств.
Ты, Господи, покрыл главу человеческую волосами, сохраняя ее от перемен
погоды, и все члены тела своим удобством прославляют Тебя, великого
Художника. Ты Сам, Владыка, избранным сосудом Твоим, апостолом Павлом
заповедавший нам все творить во славу Твою, приими и благослови и раба
сего (рабу сию) (имя), полагающего начало [служения Тебе и принесения
жертвы] сострижением волос своей головы. Благослови его с восприемником
и даруй им всем поучаться закону Твоему и творить угодные Тебе добрые
дела».
Во второй молитве на пострижение испрашивается благословение Божие на
новокрещенного младенца:
«Господь наш и Бог! От купельного действа Освятивший благостью Своей
верующего в Тебя, благослови настоящего младенца, и на главу его да
сойдет Твое благословение. Так же, как когда-то Самуилом Ты благословил
царя Давида, благослови и главу раба сего (рабы сей) (имя) рукой меня,
грешного. Сопутствуй рабу сему (рабе сей) Духом Твоим Святым, чтобы,
взрослея и старея, раб сей (раба сия) славу Тебе воссылал (воссылала) и
видел (видела) торжество Иерусалима во все дни своей жизни».
Постриженные волосы священник вкладывает в пластинку воска и опускает в
купель. Позже их оттуда достают и складывают в чистое место или
закапывают
Отпуст, то есть, окончательная молитва чинопоследования Крещения
Очистительные молитвы - молитвы, читаемые священником о матери,
допускающие ее после родов к участию в таинствах и богослужениях Церкви
на 40-й день после родов. Обычно очистительные молитвы читаются матери
при совершении обряда воцерковления.
Матерь Божия, Пресвятая Дева Мария, также исполнила этот Закон и только
на 40-й день принесла в храм Иерусалимский Богомладенца Христа (Лука 2,
22-39). По Ее примеру, Православная Церковь требует от матери-христианки
сорокадневного очищения.
Чин воцерковления
Воцерковление – это послекрещальный обряд принесения младенца в храм.
Священник, взяв ребенка на руки в притворе храма, изображает им крестное
знамение перед входом в храм и возглашает: «Воцерковляется раб Божий
(имярек) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Новокрещенный
вступает в церковь, а через нее в Новую Жизнь, в Царствие Божие.
Первое Причастие новой маленькой христианки
Первое принятие Святых Тайн Христовых
Благословение
Обязанности
крестных и молитвы за крестников
|
У крестных по отношению к крестникам есть три
основные обязанности:
1. Молитвенная. Крестный обязан молиться за
своего крестника, а также по мере его возрастания научить
молитве, чтобы крестник уже сам мог общаться с Богом и просить
Его о помощи во всех своих жизненных обстоятельствах.
2. Вероучительная. Обучать крестника основам
христианского вероисповедания.
3. Нравоучительная. На собственном примере,
показать малышу человеческие добродетели - любовь, доброту,
милосердие, и т.д., чтобы малыш возрастал настоящим добрым
христианином.
Крестный обещает Богу, что приведет к Нему крестника. О том,
что крёстный сделал для этого, он будет отвечать на
Страшном суде.
Молитва за детей и за крестников, отца
Иоанна (Крестьянкина):
Сладчайший Иисусе! Боже сердца моего! Ты даровал мне
детей по плоти, они Твои по душе. И мою и их души искупил Ты
Своею неоцененною Кровию. Ради Крови Твоея Божественныя умоляю
Тебя, сладчайший мой Спаситель, благодатью Твоею прикоснись
сердца детей моих (имена) и крестников моих (имена), огради их
страхом Твоим Божественным, удержи их от дурных наклонностей и
привычек, направь их на светлый путь жизни, истины и добра.
Укрась жизнь их всем добрым и спасительным, устрой судьбу их яко
же Ты Сам хочеши и спаси души их ими же веси судьбами! Господи,
Боже отцев наших! Детям моим (имена) и крестникам (имена) дай
сердце правое, чтобы соблюдать заповеди Твои, откровения Твои и
уставы Твои. И исполнять все это! Аминь.
О воспитании детей добрыми
христианами:
Молитва родителей ко Господу Богу
Боже, наш милостивый и небесный Отче!
Помилуй наших детей (имена) и крестников (имена), за которых мы
смиренно молим Тебя и которых предаем на Твое попечение и
защиту.
Вложи в них крепкую веру, научи их благоговеть перед Тобою и
удостой их крепко любить Тебя, нашего Создателя и Спасителя.
Направь их, Боже, на путь истины и добра, чтобы они все делали
во славу Твоего имени.
Научи их благочестиво и добродетельно жить, быть добрыми
христианами и полезными людьми.
Дай им здравие душевное и телесное и успех в трудах.
Избавь их от хитрых козней диавола, от многочисленных соблазнов,
от скверных страстей и от всяких нечестивых и беспорядочных
людей.
Ради Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, по молитвам Его
Пречистой Матери и всех святых приведи их к тихой пристани
Твоего вечного Царства, чтобы они со всеми праведными всегда
благодарили Тебя с единородным Твоим Сыном и животворящим Твоим
Духом.
Аминь.
Крестные и крестники Я.Зверев,
В.Бузынкина
ПАМЯТКА ДЛЯ КРЕСТНЫХ РОДИТЕЛЕЙ
Что нужно для крещения:
•Крестик (православный, освященный)
•Крестильную рубашку (чистую, светлую)
•Для младенцев свидетельство о рождении
•Полотенце
•Простыню и тапочки - взрослым
•Пеленку - младенцам
На крестных обязательно должны быть одеты нательные кресты.
Что следует знать:
Зачем ребенку крестные и кто может стать
крестными?
Ребенок, особенно новорожденный младенец, ничего о своей вере
сказать не может, не может ответить на вопрос священника,
отрекается ли он от сатаны и сочетается ли со Христом, не может
понять смысла происходящего Таинства. Однако оставлять его вне
Церкви до того, как он станет взрослым, нельзя, поскольку лишь в
Церкви есть благодать, необходимая для его правильного
возрастания, для сохранения его телесного и духовного здоровья.
Поэтому Церковь совершает Таинство Крещения над младенцем и сама
принимает на себя обязательство воспитывать его в православной
вере. Церковь состоит из людей. Свое обязательство правильно
воспитывать крещеного ребенка она осуществляет через тех, кого
называет восприемниками или крестными родителями.
Главным критерием выбора крестного или крестной должно стать то,
сможет ли этот человек впоследствии помогать в добром,
христианском воспитании воспринятого от купели, а не только в
практических обстоятельствах, а также степень знакомства и
просто приязненность отношений.
Забота о расширении круга людей, которые будут серьезно помогать
родившемуся чаду, делала нежелательным приглашение в качестве
кума и кумы ближайших физических родственников. Считалось, что
они и так, в силу природного родства, будут помогать ребенку. По
этой же причине старались не допускать того, чтобы у братьев и
сестер был один и тот же крестный. Поэтому родные бабушки и
дедушки, братья и сестры, дяди и тети становились восприемниками
только в крайнем случае.
Сейчас, собравшись крестить ребенка, молодые родители часто не
задумываются о том, кого выбрать крестными. Они не ожидают от
крестных своего ребенка серьезного участия в его воспитании и
приглашают быть восприемниками людей, которые в силу своей
неукорененности в церковной жизни не могут выполнить
обязанностей крестных родителей. Бывает и так, что крестными
становятся люди, которые совсем не ведают о том, что им выпала
действительно большая честь. Чаще всего почетное право быть
крестными предоставляется близким друзьям или родственникам,
которые, выполнив нехитрые действия во время совершения Таинства
и откушав всевозможных яств за праздничным столом, редко
вспоминают о своих обязанностях, напрочь забывая иногда и о
самих крестниках.
Однако, приглашая крестных, нужно знать, что Крещение по учению
Церкви - это второе рождение, то есть "рождение от воды и Духа"
(Ин. 3:5), о котором как о необходимом условии спасения говорил
Иисус Христос. Если физическое рождение является вхождением
человека в мир, то Крещение становится вхождением в Церковь. И
принимают младенца в его духовном рождении восприемники - новые
родители, поручители перед Богом за веру принятого ими нового
члена Церкви. Таким образом, восприемниками могут быть только
православные, искренне верующие взрослые люди, способные научить
крестника основам веры (не могут быть крестными
несовершеннолетние и душевнобольные). Но не надо пугаться, если,
соглашаясь стать крестным, вы не в полной мере соответствуете
этим высоким требованиям. Это событие может стать замечательным
поводом для самообразования.
Церковь считает духовное родство столь же реальным, сколь и
родство природное. Поэтому во взаимоотношениях духовных
родственников существуют такие же особенности, как и в отношении
родственников природных. В настоящее время Русская Православная
Церковь в вопросе о браках духовных родственников придерживается
только 63-го правила VI Вселенского собора: невозможны браки
между восприемниками и их крестниками, восприемниками и
физическими родителями крестника и восприемников между собой.
При этом мужу и жене разрешается быть восприемниками разных
детей в одной и той же семье. Брат и сестра, отец и дочь, мать и
сын могут быть крестными одного и того же ребенка.
Беременность крестной матери является вполне допустимым
состоянием для участия в Таинстве Крещения.
Каковы обязанности крестных?
Обязательства, которые принимают на себя перед Богом
восприемники, очень серьезны. Поэтому крестные родители должны
понимать, какую ответственность они на себя берут. Крестные
обязаны научить своих крестников прибегать к спасительным
Таинствам Церкви, главным образом Исповеди и Причащения, дать им
знание о смысле богослужения, особенностях церковного календаря,
о благодатной силе чудотворных икон и других святынь. Крестные
должны приучать воспринятых ими от купели посещать церковные
службы, поститься и соблюдать другие положения Церковного
устава. Но главное - крестные должны всегда молиться о своем
крестнике.
В обязанности их входит и забота о защите своих крестников от
всевозможных соблазнов и искушений, которые особенно опасны в
детском и юношеском возрасте. Крестные, зная способности и
особенности характера воспринятых ими от купели, могут помочь им
определить их жизненную стезю, дать совет в выборе образования и
подходящей профессии. Немаловажен и совет в выборе супруга; по
обычаю Русской Церкви именно крестные родители готовят свадьбу
для своего крестника. И вообще, в тех случаях, когда физические
родители не имеют возможности материально обеспечить своих
детей, эту обязанность принимают на себя в первую очередь не
бабушки и дедушки или другие родственники, а крестные родители.
Легкомысленное отношение к обязанностям крестного является
тяжким грехом, поскольку от этого зависит судьба крестника.
Поэтому не стоит бездумно соглашаться на приглашение стать
восприемником, особенно если один крестник уже есть. Отказ идти
в кумовья также не следует воспринимать как обиду или
пренебрежение.
Стоит ли соглашаться быть крестным, если
родители ребенка невоцерковлены?
В этом случае необходимость в крестном возрастает, и его
ответственность только усиливается. Ведь иначе каким образом
ребенок сможет прийти в Церковь?
Однако, исполняя долг восприемника, не следует упрекать
родителей в их легкомыслии и маловерии. Терпение,
снисходительность, любовь и непрерывный труд духовного
воспитания ребенка могут оказаться неопровержимым
доказательством истинности Православия и для его родителей.
Сколько у человека может быть крестных
отцов и матерей?
Церковные правила предусматривают наличие одного восприемника
(крестного) при совершении Таинства Крещения. Для крещаемого
мальчика - это восприемник (крестный отец), для девочки -
восприемница (крестная мать).
Но поскольку обязанности крестных многочисленны (так, в особых
случаях крестные заменяют физических родителей своего
крестника), а ответственность перед Богом за судьбу крестника
очень велика, в Русской Православной Церкви сложилась традиция
приглашать двух восприемников - крестного отца и крестную мать.
Никаких других крестных, кроме этих двух, быть не может.
Как нужно готовиться к Таинству Крещения
будущим крестным?
Подготовка к Таинству Крещения предполагает изучение Евангелия,
основ православного вероучения, основных правил христианского
благочестия. Пост, исповедь и Причастие перед Крещением для
крестных не являются формально обязательными. Верующий человек
должен придерживаться этих правил постоянно. Было бы хорошо,
если бы во время крещения хотя бы один из крестных смог бы
прочесть Символ веры.
Что из вещей нужно принести с собой на
Крещение и кто из крестных это должен сделать?
Для крещения понадобится крестильный набор (его вам
порекомендуют в свечной лавке). Главным образом это крещальный
крестик и крещальная рубашечка (чепчик приносить не надо). Затем
понадобится полотенце или простынка - чтобы завернуть ребенка
после купели. По установившейся традиции для мальчика крестик
покупает крестный отец, для девочки - крестная мать. Простынку и
полотенце принято приносить крестной матери. Но не будет
ошибкой, если все необходимое купит кто-то один.
Можно ли стать крестным заочно, не
участвуя в Крещении младенца?
Церковная традиция не знает "заочно назначаемых" крестных. Сам
смысл восприемничества показывает, что крестные должны
присутствовать при Крещении ребенка и, разумеется, давать свое
согласие на это почетное звание. Крещение вообще без
восприемников совершается только в особых обстоятельствах,
например, когда жизни ребенка угрожает серьезная опасность.
Могут ли стать крестными представители
других христианских конфессий, в частности католики?
Таинство Крещения делает человека частицей Таинственного Тела
Христова, членом Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.
Такой Церковью, основанной апостолами и сохранившей в
неповрежденном состоянии догматическое учение Вселенских
Соборов, является только Православная Церковь. В Таинстве
Крещения восприемники выступают поручителями веры своего
крестника и принимают перед Богом обязанность воспитывать его в
православной вере.
Разумеется, человек, не принадлежащий к Православной Церкви,
таких обязанностей выполнить не может.
Могут ли родители, в том числе усыновившие
ребенка, быть для него крестными?
При Крещении крещаемый вступает в духовное родство со своим
восприемником, который и становится его крестным отцом или
крестной матерью. Это духовное родство (1-й степени) признается
канонами более важным, чем родство по плоти (53 правило VI
Вселенского Собора), и принципиально несовместимо с ним.
Родители, в том числе и усыновившие ребенка, ни в коем случае не
могут быть восприемниками собственных детей: ни оба вместе, ни
каждый в отдельности, иначе между родителями образовалась бы
такая близкая степень родства, которая делала бы
непозволительным продолжение их брачного сожительства.
|
Назад к
фотоальбомам
|